РУССКИЙ ЯЗЫК
Содержание
курса
Фонетика и графика
Различение гласных и согласных
звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по
твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных
звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное
называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний
звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (в объёме орфоэпического словаря учебника). Использование
орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка
при определении правильного произношения слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение.
Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного
значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи).
Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении,
эмоционально-оценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без
терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и
того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых
и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи; деление частей речи на
самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и
употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и
неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение
имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен
существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение
имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование
имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и
употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам,
кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о
числительных. Значение и употребление в речи
Глагол. Общее значение, употребление
в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на
вопросы что сделать? и что делать? Изменение
глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Наречие. Значение и употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от
приставок.
Союз. Союзы и, а, но,
их роль в речи.
Частица. Частица не, ее
значение.
Синтаксис
Различение слова, словосочетания и
предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за
однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление
предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами.
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания,
изученных в 1, 2, 3 классах:
- раздельное
написание слов в предложении;
- употребление
прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и
фамилиях людей, кличках животных);
- написание
сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
- написание
непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- правила
переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
- написание
проверяемых безударных гласных в корне слова;
- написание
парных звонких и глухих согласных в корне слова;
- правила
употребления разделительного мягкого (ь) знака;
- раздельное
написание предлогов с именами существительными;
- написание
проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
- употребление
разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ)
знаков;
- написание
мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных
женского рода;
- раздельное
написание частицы не с глаголами;
- раздельное
написание предлогов.
Ознакомление с правилами
правописания и их применение:
- написание
непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- написание
безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- написание
безударных падежных окончаний имён прилагательных;
- раздельное
написание частицы не с глаголами;
- написание
мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа;
- наличие
или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся;
- написание
безударных личных окончаний глаголов.
Использование орфографического
словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным
заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Изложение (подробный и выборочный
пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.
Создание собственных текстов и
корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и
выразительности письменной речи.
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
— осознавать ситуацию общения (с
какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать адекватные языковые и
неязыковые средства;
— соблюдать нормы русского
литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью
средств ИКТ;
— определять тему и главную мысль
текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли,
выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста),
составлять план к заданным текстам;
— создавать небольшие тексты для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и др.);
— характеризовать звуки русского
языка: гласные ударные —
— безударные; согласные твердые —
мягкие, парные — непарные, твердые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные
— непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
— знать последовательность букв в
русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска
нужной информации;
— пользоваться при письме
небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса,
красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного);
— выявлять в речи слова, значение
которых требует уточнения, определять значение слова по тексту или уточнять с
помощью толкового словаря, Интернета; подбирать к предложенным словам антонимы
и синонимы;
— различать изменяемые и
неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;
— определять состав слов с
однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, приставка, суффикс),
соотносить состав слова с представленной схемой его строения;
— определять грамматические признаки
имен существительных — род, склонение, число, падеж;
— определять грамматические признаки
имен прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена
прилагательные по падежам;
— определять грамматические признаки
личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го
лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов;
— распознавать глаголы, находить
неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов —
время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и
числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по
родам;
— распознавать наречия как часть
речи, понимать их роль и значение в речи;
— устанавливать принадлежность слова
к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных
признаков;
— различать предложение,
словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске (по интонации); распознавать предложения с однородными членами;
— применять ранее изученные правила
правописания:
• раздельное написание слов;
• сочетания жи—ши, ча—ща,
чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч,
щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале
предложения, именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в
корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные
в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные
в корне слова, в том
числе с удвоенными согласными
(перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых
на письме приставках и суффиксах;
• разделительные мягкий и твердый
знаки (ь, ъ);
• мягкий знак после шипящих на конце
имён существительных (речь, брошь, мышь);
• соединительные о и е в сложных
словах (самолет, вездеход);
• е и и в
суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• безударные падежные окончания имен
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен
прилагательных;
• раздельное написание предлогов с
личными местоимениями; раздельное написание частицы не с
глаголами;
• мягкий знак (ь) после
шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
• мягкий знак (ь) в глаголах
в сочетании -ться;
• безударные личные окончания
глаголов;
• раздельное написание предлогов с
другими словами;
• знаки препинания в конце
предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях
с однородными членами;
— находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки (в объеме изученного) в собственном
тексте и в тексте, предложенном для контроля;
— безошибочно списывать текст
объемом 80–90 слов;
— писать под диктовку тексты объемом
75–80 слов с учетом изученных правил правописания.
ЛЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
Содержание
курса
Фольклорные и литературные
произведения разных
жанров: пословицы, народные песни, былины; рассказы, басни, стихотворения,
литературные сказки, произведения древнерусской культуры. Нравственно-этические
понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Обсуждение и
толкование значения этих понятий на примере поступков и отношения литературных
героев к людям, природе, окружающему миру. Произведения живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,
различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые, стилистические).
Главная мысль, тема, структура текста.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без
пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на
смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических
и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение
читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление
или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Использование
различных видов чтения (изучающее, выборочное, просмотровое) в соответствии с
учебной задачей.
Прогнозирование содержания текста по
заголовку, автору. Стили
речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и
научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными
текстами.
Особенности текстов разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста).
Работа с текстом художественного
произведения. Фактический
уровень текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных
событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту,
отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Способы
толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и
справочной литературы.
Главная мысль, отношения
автора к героям,
поступкам, описанной картине. Сравнение героев, характеристика героев
произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на
установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических
норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или
произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную
тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания; отбор речевых средств
языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого
рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением
последовательности и связности изложения, культурных норм речевого
высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства
художественной выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и переносное
значение слов.
Придумывание сказок и составление
рассказов по
аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания
или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с
помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление рассказа по
рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам
прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по
ролям, инсценирование; выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного
списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный
каталог. Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
Практическое освоение литературных
понятий:
художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой
(его портрет, поступки); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик научится:
- различать
произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них
отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине,
Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и
духовной культуры;
- соотносить
прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства.
Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть
техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые
акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к
различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное,
просмотровое);
- воспринимать
фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного
текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного
характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения,
его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения;
- определять
в произведении хронологическую последовательность событий, находить и
самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание
пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато),
включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять
план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
- характеризовать
героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь
между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного
произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а
также самостоятельно определять критерии для сравнения;
- находить
в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи
выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки
прочитанного;
- объяснять
значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и других источников информации;
- составлять
высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
- применять
читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать
наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать)
собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени
одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным
продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения
самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;
- выбирать
книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой;
при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку,
оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
- составлять
аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному
образцу;
- самостоятельно
определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с
учебной задачей.
ММАТЕМАТИКА
Содержание
курса
Числа и действия над ними
Разрядная единица тысяча. Разряды
единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч.
Класс единиц и класс тысяч.
Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Понятие доли. Сравнение долей одного
целого.
Составление упорядоченного набора
чисел по заданному правилу.
Письменное сложение, вычитание,
умножение, деление многозначных чисел (с записью столбиком и уголком).
Деление с остатком. Взаимосвязь
делимого, делителя, неполного частного и остатка.
Письменное деление с остатком с
записью уголком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и
многозначного числа на многозначное.
Умножение и деление на 10, 100,
1000.
Использование свойств арифметических
действий для удобства вычислений при нахождении значения числового выражения,
содержащего несколько действий.
Проверка полученного результата, в
том числе с помощью калькулятора.
Нахождение числа, большего или
меньшего данного числа: на заданное число, в заданное число раз. Нахождение
доли от величины, величины по её доле.
Нахождение неизвестного компонента
действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Величины и действия над ними
Время. Единицы времени: секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Масса. Единицы массы: грамм,
килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Длина. Единицы длины: миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Площадь. Единицы площади: квадратный
метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр.
Соотношения между ними.
Скорость. Единицы скорости:
километры в час, метры в секунду.
Цена, количество, стоимость;
соотношение между ними.
Производительность, объем работы,
время работы, соотношение между ними.
Сложение и вычитание однородных
величин.
Умножение и деление величины на
натуральное число. Деление величины на однородную величину.
Нахождение периметра и площади
прямоугольника (квадрата). Нахождение периметра и площади фигур, составленных
из 2-3 прямоугольников.
Понятие о вместимости. Единица
вместимости литр.
Текстовые задачи и алгоритмы
Решение текстовых задач
арифметическим способом.
Задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс
работы (производительность труда, время, объём всей работы), процесс
изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход),
расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Использование
таблиц для решения текстовой задачи.
Задачи на нахождение доли целого и
целого по его доле.
Решение текстовых задач разными
способами.
Составление плана (алгоритма)
решения задачи. Формализованные описания последовательности действий (план
действий, схема, таблица, блок-схема и т. д.) в ситуациях повседневной жизни и при
решении учебных задач.
Составление алгоритмов для
исполнителей с простой (понятной) системой команд.
Пространственные представления и
геометрические фигуры
Распознавание геометрических фигур:
окружность, круг, простейших пространственных фигур: шар, куб, проекций
предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену) в простейших случаях.
Разбиение фигуры на прямоугольники
или квадраты.
Построение окружности заданного
радиуса.
Использование линейки и циркуля для
выполнения построений.
Работа с данными
Извлечение и использование для
решения задач информации, представленной в простейших столбчатых диаграммах, в
простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира
(в т. ч. календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (ярлык,
этикетка, счёт, меню, прайс-лист, объявление и т. п.).
Представление информации с помощью
таблиц, схем, столбчатых диаграмм.
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Математика» ученик научится:
- выполнять
арифметические действия с применением переместительного и сочетательного
законов арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление и
деление с остатком — в пределах 100 — устно, с многозначными числами —
письменно «столбиком» и «уголком», читать, записывать, сравнивать,
упорядочивать числа в пределах 1 000 000;
- находить
числа, большие или меньшие данного числа: на заданное число, в заданное
число раз; долю от величины, величину по ее доле, неизвестные компоненты
арифметических действий;
- вычислять
значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками
или без скобок с многозначными числами, осуществлять проверку полученного
результата, в том числе с помощью калькулятора;
- распознавать
верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в
учебных и практических ситуациях; в простейших случаях приводить пример,
иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное
утверждение;
- классифицировать
объекты по заданным или самостоятельно установленным одному или нескольким
признакам;
- формулировать
утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно- или
двухшаговые) с использованием связок «если…, то…», «значит», «поэтому»,
«и», «все», «некоторые», отрицание простейших утверждений;
- знать и
использовать при решении задач единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр
(см), дециметр (дм), метр (м), километр (км), единицы массы: грамм (г),
килограмм (кг), центнер (ц), тонна (т), единицы времени: секунда (с),
минута (мин), час (ч), сутки, неделя, месяц, год, век, единицу вместимости
литр (л), единицы стоимости: копейка (коп.), рубль (р., руб.), единицы
цены: рубль за килограмм (руб./кг), рубль за штуку (руб./шт.), копейка за
минуту (коп./мин), единицы площади: квадратный метр (кв. м), квадратный дециметр
(кв. дм), квадратный сантиметр (кв. см), единицы скорости километр в час
(км/ч), метр в секунду (м/с) и др., уметь преобразовывать одни единицы
данной величины в другие;
- знать и
использовать при решении задач соотношение между ценой, количеством и
стоимостью, между скоростью, временем и пройденным путем;
- определять
с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета, температуру
воды, воздуха в помещении, скорость движения транспортного средства,
осуществлять выбор наиболее дешевой покупки, наименьшего по времени пути,
выполняя для этого необходимые действия и вычисления;
- решать
текстовые учебные и практические задачи, связанные с повседневной жизнью
(на покупки, движение, работу и т. п.) в несколько действий, предлагать
разные способы их решения при наличии таковых, выбирать рациональный
способ решения, в том числе для задач с избыточными данными, находить
недостающую информацию из таблиц, схем и т. д.; фиксировать избыточную
информацию;
- выбирать
при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и
письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные
устройства, выполнять прикидку результата вычислений, измерений: скорости
в простейших случаях, массы, продолжительности события, размеров объекта и
т. п., оценивать полученный результат по критериям:
достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
- различать
и называть геометрические фигуры: окружность, круг; различать изображения
простейших пространственных фигур: шара, куба; распознавать в простейших
случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
- находить
периметр и площадь фигур, составленных из 2–3 прямоугольников, выполнять
разбиение (показывать на рисунке, чертеже) прямоугольника, простейшей
составной фигуры на прямоугольники или квадраты, окружность заданного
радиуса, использовать линейку и циркуль для выполнения построений;
- извлекать
и использовать для решения задач информацию, представленную в простейших
столбчатых/полосчатых диаграммах, в простейших таблицах с данными о
реальных процессах и явлениях окружающего мира (в том числе календарь,
расписание), в предметах повседневной жизни (ярлык, этикетка, счет, меню,
прайс-лист, объявление и т. п.);
- структурировать
информацию с помощью таблиц, схем и чертежей, вносить данные в таблицу, заполнять
схемы и чертежи числовыми данными;
- составлять
план решения задачи и следовать ему в процессе решения; использовать
формализованные описания последовательности действий (план действий,
схема, блок-схема и т. п.) в практических и учебных ситуациях;
- выполнять
алгоритмы, в том числе с условными переходами и подпрограммами; составлять
алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
- иметь
представление о гигиене работы с компьютером
ООКРУЖАЮЩИЙ
МИР
Содержание
курса
Человек и природа
Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая
к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены
дня и ночи и времён года.
Представления о развитии
человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их
решения.
Всемирное природное наследие.
Наиболее значимые объекты Всемирного природного наследия в России и за рубежом.
Международная Красная книга.
Формы земной поверхности. Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль
в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Бережное отношение к
полезным ископаемым.
Реки, озёра и моря России, их
значение в жизни людей, обозначение на карте. Крупнейшие и наиболее известные
реки и озёра нашей страны. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к
трем океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Черного
морей.
Природные зоны России: общее
представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера
на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о
высотной поясности. Экологические связи в природных зонах. Природные
сообщества: лес, луг, пресных вод. Влияние человека на их жизнь, охрана.
Человек и общество
Наша родина – Россия, Российская
Федерация. Государственные символы: герб, флаг и гимн. Их история, значение в
жизни государства и общества. Правила поведения при прослушивании гимна. Россия
многонациональная страна (Города России. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта, уважительное отношение к своему и другим
народам.) Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Наш край
на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Всемирное
культурное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Политико-административная карта России.
Праздники в жизни человека, семьи,
страны.
Регионы и города России, их история,
важнейшие достопримечательности. Знаменитые соотечественники, их вклад в
историю и культуру России.
Понятия о веке (столетии) и
тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Лента времени.
Историческая карта.
История Отечества. Картины быта,
труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические
времена. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа
жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего здоровья.
Правила безопасного поведения в
природе.
Безопасность в сети Интернет
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:
— распознавать изученные объекты (в
том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные
сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи,
смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
— описывать на основе предложенного
плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных
зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные
исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и
обычаи народов России), выделяя их существенные признаки;
— сравнивать объекты живой и неживой
природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств;
— группировать изученные объекты
живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки;
проводить простейшие классификации;
— использовать знания о взаимосвязях
в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и
ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира
природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в
природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных
зонах, природных сообществах);
— демонстрировать готовность к соблюдению
норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность
природы и необходимость ее охраны;
— узнавать государственную символику
Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ;
достопримечательности столицы и родного края;
— понимать роль Конституции РФ как
основного закона страны и Президента РФ как главы государства;
— показывать на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины,
реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места
исторических событий;
— находить место изученных событий
на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами,
конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на
ленте времени;
— осознавать ценность здоровья и
здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление
своего здоровья;
— соблюдать правила безопасного
поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов;
правила безопасности в Интернете;
— проводить несложные наблюдения в
окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя
инструкциям и правилам безопасного труда;
— использовать различные справочные
издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— создавать небольшие собственные
устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5
предложений)
ТТЕХНОЛОГИЯ
Содержание
курса
Основные содержательные линии
1. Основы культуры труда (планирование
и организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы
инструментами, экономное расходование материалов). Самообслуживание.
2. Формирование конструкторско-технологических
знаний и умений.
3. Работа с условными обозначениями
при выполнении различных технологических операций.
4. Технологические операции, их
рациональное использование в зависимости от вида материала. Технология ручной
обработки материалов.
5. Анализ устройства изделия,
определение деталей и способов соединения, внесение творческих изменений в
создаваемые композиции.
6. Практическая преобразовательная
работа по изготовлению различных изделий индивидуально, в парах или в группах.
Проектная деятельность.
7. Использование возможностей ИКТ в
поисковой и проектной деятельности.
Технологии работы с бумагой и
картоном
Технологические операции: разметка
деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием, с помощью
чертежных инструментов), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), сборка изделия (с использованием клея, ниток, проволоки,
крепежных деталей) и отделка (раскрашиванием, аппликацией). Основные принципы
их использования в проектной деятельности. Самостоятельное выполнение чертежа
развертки.
Технология изготовления объемных
моделей и макетов, игрушек, декоративных композиций.
Технологии работы с текстильными
материалами
Технологические операции: разметка
деталей (при помощи шаблона, выкройки или лекала, на глаз), выделение деталей
(раскрой ножницами), сборка (сшивание) и отделка (аппликация, вышивка) при
работе над изделием. Основные принципы их использования в проектной
деятельности.
Текстильные и нетканые материалы,
виды, свойства. Технология изготовления объемных изделий, создания декоративных
композиций.
Украшение изделий из текстиля
лентами, пуговицами или другими декоративными элементами.
Технологии работы с бросовыми
материалами
Технологические операции: разметка
деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием, с помощью
чертежных инструментов), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), сборка (с использованием клея, ниток, пластилина, проволоки,
крепежных деталей) и отделка (раскрашиванием, аппликацией, вышивкой). Основные
принципы их использования (в зависимости от типа материала).
Технология создания объемных моделей
и макетов, игрушек, декоративных композиций.
Элементы графической грамоты
Рисунки, инструкционные карты,
простейшие чертежи, эскизы и схемы, их применение при изготовлении плоскостных
и объемных изделий.
Информационно-коммуникационные
технологии
Приемы работы на компьютере в
текстовом редакторе и программе для создания презентаций (создание и правка
небольших текстов, создание таблиц, вставка рисунков и фотографий, создание
простых презентаций).
Возможности компьютерных программ
для создания элементов изделий, композиций. Вывод созданного продукта на
принтер.
Технические возможности компьютера
для поиска, хранения и воспроизведения необходимой информации.
Проектная деятельность
Возможности использования ИКТ в
проектной деятельности. Технологическая карта как средство планирования и
контроля выполнения проекта.
Технологии, профессии и производства
Знаменитые соотечественники, их
вклад в развитие техники и технологий России.
Профессиональная деятельность людей,
связанная со средствами массовой информации. Профессии, связанные с добычей и
переработкой полезных ископаемых.
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Технология» ученик научится:
- планировать
и организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, удобно и
рационально размещать инструменты и материалы согласно своим
физиологическим возможностям;
- осознанно
соблюдать технику безопасной работы с инструментами;
- использовать
условные обозначения при выполнении различных технологических операций;
- изготавливать
плоскостные и объемные изделия по рисункам, инструкционным картам,
простейшим чертежам, эскизам и схемам, заданным условиям (описанию, теме);
- анализировать
конструкцию изделия, предлагать возможные варианты изменения вида
конструкции, способа соединения деталей;
- использовать
знание технологических операций для освоения новых техник при работе над
изделием;
- использовать
свойства бумаги, картона, конструкторов, пластичных, текстильных, нетканых
и бросовых материалов при создании объемных моделей и макетов, игрушек,
декоративных композиций;
- использовать
многообразие швов и декоративных элементов, создавая композиции из ниток и
лент на канве и ткани, украшая одежду;
- называть
самые значимые технические достижения страны (мира);
- работать
на компьютере в текстовом редакторе и программе для создания презентаций,
выводить созданный продукт на принтер;
- использовать
технические возможности компьютера для поиска, хранения и воспроизведения
необходимой информации
ММУЗЫКА
Содержание
курса
Музыкант и его время.
Преемственность традиций и связь поколений в культуре, значение культурной
памяти. Красота и богатство человеческих взаимоотношений, отраженных в шедеврах
музыкального искусства.
Музыка мира – диалог культур.
Своеобразие музыкальных культур мира, разнообразие и самобытность, самоценность
музыкальных культур разных стран мира, общее и особенное в музыке разных
народов.
Обобщенные жанровые и стилевые
комплексы (музыка в театре, в концертном зале, на народном или религиозном
празднике и т. д).
Музыкальные произведения, интонации,
элементы композиторского стиля отечественных и зарубежных композиторов,
знакомство с творчеством которых было начало в предыдущих классах, расширение
их круга (Г. Перселл, Ф. Шопен, Б. Бриттен, Дж. Гершвин, Н. Римский-Корсаков,
С. Рахманинов, Д. Шостакович, В. Гаврилин, Р. Щедрин и др.).
Музыкальные произведения, ставшие
символами единства народов нашей страны в годы борьбы с врагами; сведения о
музыкальных произведениях отечественных композиторов, получивших популярность в
разных странах и признанных музыкальными символами нашей страны.
Интонационнообразная природа
музыкального искусства, постижение музыкального образа как воплощения
творческого замысла композитора, исполнителя. Творческая судьба музыканта,
художника (исполнителя, композитора, поэта) как отражение судьбы своей страны,
духа эпохи.
Творчество выдающихся дирижеров,
исполнителей (С. Рихтера, А. Неждановой, Д. Лемешева, Ф. Шаляпина, Е.
Светланова, В. Гергиева и др.)
Культурные достижения России,
признанные во всем мире. Творческая музыкальная жизнь школы, региона, страны:
региональные, общероссийские и международные музыкальные конкурсы и фестивали;
знакомство с репертуаром ведущих музыкальных театров и концертных залов страны,
музыкальными экспозициями в музеях, содержанием музыкальных теле — и
радиопередач.
Нотная грамота в объеме,
соответствующем исполняемому песенному и инструментальному репертуару: ноты
малой-второй октавы певческого диапазона, ритмические рисунки (в том числе
синкопы, рисунки с паузами и др.). Интервалы, аккорды; тональности без знаков,
с одним, двумя ключевыми знаками.
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:
— петь в хоре, ансамбле, соло одноголосные
песни, а также одну из партий в двухголосных песнях в удобном для своего голоса
диапазоне (верхние голоса c1–е2, нижние голоса ам–с2) выразительно и технически
точно;
— самостоятельно следить за осанкой
и певческой установкой, уметь распределять дыхание; сохранять позиционную
ровность гласных в рабочем певческом диапазоне, сознательно использовать
различные штрихи, динамические оттенки, соотносить применяемые в процессе пения
правила орфоэпии с жанром исполняемого произведения;
— составлять вместе с группой
одноклассников исполнительский план песни, реализовывать его в пении;
— играть на 2-4
музыкальных инструментах (соло, в ансамбле, оркестре) мелодии выученных песен и
/или аккомпанементы к изучаемым музыкальным сочинениям;
— подбирать на осваиваемых
инструментах популярные мелодии, аккомпанементы к ним;
— слушать себя и своих
одноклассников в пении и игре на инструментах, следить за качеством исполнения
своей партии; замечать недостатки и исправлять их при повторном исполнении;
— ориентироваться в элементах нотной
грамоты;
— петь и/или играть по нотной записи
партию отдельного музыкального инструмента в освоенном музыкальном образце;
— понимать значение понятий и
терминов: тоника, тональность, тоническое трезвучие, вокализ, речитатив,
эпилог, эпизод, аккорд, интервал, дуэт, трио, обработка, импровизация, музыка в
народном стиле, обряд, шедевр, контраст, мюзикл, прелюдия, этюд, джаз, a capella;
— пользоваться в устной речи
музыкальной терминологией, освоенной в течение обучения в начальной школе;
— сочинять, импровизировать
мелодические и ритмические мотивы, преобразовывать заданный учителем
музыкально-тематический материал (в объеме фразы) в соответствии с предложенным
образным наполнением (лирическим, эпическим, драматическим, комическим);
— воплощать свой художественный
замысел в виде создания совместно с другими учащимися музыкальных композиций в
объеме до 8 тактов с различным образно-эмоциональным содержанием;
— слушать музыку разных
стилей, направлений, погружаясь в образный строй и жанрово-интонационную
специфику музыкального произведения, удерживать слушательское внимание в
течение не менее 4,5—5 мин;
— высказывать свое мнение (в устной
и письменной форме) о художественном содержании музыки, характеризовать
музыкальный образ в опоре на знание особенностей жанра, музыкального языка
композитора, и т.п.; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные
интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;
— узнавать музыку (название, автор);
определять виды музыки, (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая) из произведений программы;
— называть имена выдающихся
композиторов и исполнителей России, своего региона, разных стран мира, уметь
привести примеры из их творчества;
— сравнивать исполнительские
трактовки одного и того же произведения, сопоставлять музыкальные образы в
звучании различных инструментов;
— подбирать ассоциативные ряды к
художественным произведениям различных видов искусства;
— наблюдать за музыкальной жизнью
своей школы, города, Республики и России и проявлять инициативу в обсуждении
заинтересовавших событий;
— в различных формах двигательной
активности отражать освоенные элементы музыкального языка, передавать
средствами музыкально-пластической деятельности изменения музыкального образа в
процессе его развития;
— принимать участие в театрализации
песен и других музыкальных произведений с ориентацией на ее прочтение в
различных интерпретациях, взаимодействовать с другими учащимися в процессе
поиска различных вариантов исполнительского решения;
— принимать участие в
музыкально-просветительской деятельности в своей школе и за ее пределами;
— заниматься самообразованием и
расширением своего культурного кругозора (чтение книг по искусству, посещение
театров, музеев, выставок, создание своей музыкальной коллекции и т.д.)
ИИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
Содержание
курса
Изображение на плоскости.
Изображение природы и событий из
жизни русского народа, других народов России, народов мира. Художественные
особенности, выразительные средства живописи, графики для создания
художественного образа на плоскости.
Образ человека в изобразительном
искусстве. Раскрытие внутреннего мира и характера. Красота внешняя и
внутренняя. Выразительные средства, использованные в портретах выдающихся
художников.
Ритмическая организация листа,
гармоничное сочетание цветов, линий; передача форм, ритма, пропорций в
практических творческих работах на разные темы.
Выражение в изображении опыта чувств
и переживаний людей, своего отношения к явлениям жизни.
Особенности работы в живописных и
графических техниках.
Изображение в объёме.
Образно-выразительные особенности
скульптуры. Скульптурные изображения в объеме. Материалы, с которыми работает
скульптор.
Изображение в объеме: композиционное
построение, передача выразительной пластической формы объекта и его величины,
пропорций и деталей изображаемого объекта.
Образ героев – защитников Отечества
в монументальной скульптуре; особенности его воплощения и размещения в реальном
пространстве. Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа.
Работа с пластилином (глиной),
анализ учебных работ и произведений наиболее известных скульпторов.
Декоративная работа, художественное
конструирование.
Представления людей о мире, красоте
человека в предметах быта, в одежде, жилище.
Образы традиционной деревни, избы,
народного костюма. Особенности формы, конструкции, цвета, пропорций,
декоративного убранства.
Эскизы жилища, народного костюма в
технике живописи и графики. Образный строй предметов и построек.
Декоративно-прикладное искусство в оформлении предметов быта и произведений
архитектуры.
Художественное конструирование.
Макеты из бумаги (бумажная пластика). Формы, пропорции, конструкции,
декоративное убранство.
Восприятие красоты окружающего мира
и произведений искусства.
Творчество художника и творчество
зрителя. Произведения изобразительного искусства как воплощение замысла
художника, использование выразительных возможностей материала, техники
исполнения; эмоциональное воздействие на современников (зрителей).
Богатство, многообразие и
особенности различных художественных культур мира. Единое понимание народами
основных ценностей жизни (отношение к матери, сопереживание, надежда на
лучшее).
Восприятие детской изобразительной
деятельности, оценка своих творческих работ и работ, созданных одноклассниками.
Выставка детских работ
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:
- понимать
и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей
страны;
- рассказывать
о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать
выразительные средства произведений;
- понимать
зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того
или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;
- ориентироваться
в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
- объяснять,
как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное
состояние;
- воспринимать
красоту русского деревянного зодчества, древних городов;
- понимать
роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;
- владевать
живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки,
декоративной работы и конструирования;
- уметь
выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного
замысла;
- создавать
пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени
года, состояния;
- овладевать
начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных
композиций в коллективных панно;
- использовать
выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в
практической творческой работе;
- овладевать
навыками изображения, композиционного построения в скульптуре
ФФИЗКУЛЬТУРА
Содержание
курса
ФФизкультурные
и сопряженные с ними знания
Основы знаний:
Техника безопасности. Причины
травматизма на занятиях физическими упражнениями. Первая помощь при травмах на
занятиях.
Здоровый физически активный образ
жизни. Преимущества здорового физически активного образа жизни. Двигательный
режим учащихся четвертого класса.
Методика самостоятельных занятий.
Понятие о нагрузке при выполнении физических упражнений. Простейшие показатели
нагрузки: частота сердечных сокращений, субъективное чувство усталости. Правила
самооценки уровня физической подготовленности учащимися. Упражнения для
улучшения и сохранения правильной осанки при выполнении домашних заданий.
Гигиенические знания. Правила
самостоятельного закаливания для укрепления здоровья. Значение правильной
осанки для здоровья человека.
ФФизкультурно-спортивная
деятельность и здоровый образ жизни
Строевые упражнения
Выполнение команд, повороты кругом
на месте, расчет по порядку; перестроение на месте из одной шеренги в три
(четыре) уступами.
Общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения для развития
координации: сочетание выпадов, наклонов, приседаний с движениями рук (дугами и
кругами) без предметов и с предметами (скакалки, палки, гантели); выполнение
под музыку.
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: из упора
присев перекат назад в группировке, перекат вперед в упор присев, кувырок
назад, перекат назад в стойку на лопатках; круговой перекат влево, вправо;
стойка на голове с согнутыми ногами, стойка на голове с помощью (мальчики);
«мост» из положения лежа на спине (девочки, мальчики) с помощью и
самостоятельно.
Лазанье, перелезание, переползание,
подтягивания: лазанье на руках по наклонной и горизонтальной гимнастической
лестнице, по канату в два приема; перелезание подсаживанием через
гимнастического коня. Подтягивания в висе стоя на низкой и в висе на высокой
перекладине. Общеразвивающие упражнения из комплекса упражнений дзюдо.
Упражнения в равновесии на
гимнастическом бревне: ходьба по бревну (высотой до 100 см) приставными шагами,
большими шагами и выпадами, на носках; повороты на носках и одной ноге; поворот
прыжком на 90 и 180°; приседание и переход в упор присев, в упор стоя на
колене, в сед.
Висы и упоры, гимнастические
комбинации: на гимнастической стенке, бревне, скамейке; гимнастическая
комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в
вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис
сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Легкоатлетические упражнения
Ходьба: с ускорением, с
акцентированным шагом, спортивная ходьба, с изменением направления по команде;
ходьба с музыкальным сопровождением.
Бег, беговые упражнения: с высоким
подниманием бедра, семенящим шагом, прыжками, челночный бег 10 × 5 м, 3 × 10 м,
по заданной схеме; бег на короткую дистанцию на результат, на расстояние в
заданное время (до 6 мин).
Прыжки: в шаге, в длину на точность
приземления, в глубину на мягкость приземления, в высоту с места и с разбега на
результат, в длину с места и с разбега на результат, через палку (мальчики), с
короткой скакалкой на одной и двух ногах с продвижением вперед, назад, влево,
вправо.
Метания: набивного мяча (1 кг) из
положения стоя лицом в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы
вперед-вверх, снизу вперед-вверх на дальность, на заданное расстояние; малого
мяча с места, из положения стоя лицом в направлении метания, на дальность, на
заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 × 1,5 м) с
расстояния 4–5 м.
Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах: попеременный
двухшажный ход, одновременный двухшажный ход; спуски с пологих склонов с
прохождением ворот из лыжных палок; торможение «плугом» и «упором»; повороты
переступанием в движении; подъем лесенкой и елочкой; передвижение на лыжах изученными
способами по дистанции до 2 км.
Плавание
Общеразвивающие и
специально-подготовительные упражнения на суше и в воде.
Подвижные игры, игровые задания,
игры с элементами спортивных игр
Элементы спортивных игр (волейбол,
баскетбол, мини-футбол):
На материале волейбола: броски
волейбольного мяча из и. п. «стоя», «сидя», «лежа на спине», «лежа на животе»;
передача мяча сверху двумя руками; прием мяча снизу двумя руками на месте и в
передвижении; упражнения в парах – прием-передача. Подвижные игры с элементами
волейбола: подбрасывание мяча; прием и передача мяча. Подвижные игры с
теннисными мячами, с жонглированием малыми предметами.
На материале баскетбола: стойка
баскетболиста, перемещение вперед, приставным шагом левым, правым боком, спиной
вперед; остановка прыжком; поворот без мяча и с мячом; ловля и передачи мяча
двумя руками от груди, одной от плеча на месте и в движении; ведение мяча на
месте и в движении, с изменением направления; броски мяча в кольцо; эстафеты с
элементами баскетбола: с передачами мяча; с броском мяча в корзину.
На материале мини-футбола:
перемещения, остановки, повороты, ускорения без мяча и с мячом, удары по
неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в
различных направлениях и с различной скоростью; удары по воротам; прием и
остановка мяча; эстафеты с элементами футбола: с ударами по неподвижному и
катящемуся мячу; с ведением и остановкой мяча.
Общеразвивающие упражнения для
совершенствования координации движений.
Ходьба. Бег, беговые упражнения.
Прыжки. Метания. Упражнения в равновесии на бревне.
Передвижение на лыжах.
ФФизическая
подготовка и физическое совершенствование
Разностороннее развитие основных
двигательных способностей с преимущественным развитием быстроты движений
руками, быстроты движений ногами, статического равновесия, ориентировки в
пространстве (мальчики и девочки), гибкости, динамического равновесия
(мальчики), быстроты двигательной реакции, скоростно-силовых способностей рук и
ног, общей выносливости, динамической силовой выносливости, точности движений
рук (девочки).
Развитие координационных
способностей (ориентировка в пространстве, равновесие статическое – мальчики;
точность движений рук – девочки). Усложненные варианты общеразвивающих
упражнений программы для развития координации движений; броски и ловля мяча в
парах стоя, сидя, в движении; ловля мяча с отскока от пола, стены; передача
баскетбольного мяча в движении, ведение правой, левой рукой, прием в движении;
ведение футбольного мяча ногами, обводка стоек; передача гандбольного мяча в
парах на месте, в движении, броски гандбольного мяча в цель.
Развитие быстроты движений (быстрота
движений руками и ногами – мальчики и девочки; быстрота двигательной реакции,
скоростно-силовые качества рук и ног – девочки). «Челночный» бег, бег на месте
с ускорением по сигналу, бег со сменой направления по сигналу, бег на скорость
60 м, 30 м; многоскоки на двух ногах, со сменой ног, прыжки с короткой
скакалкой; броски и ловля набивных мячей 2–3 кг в парах, тройках, квадратах;
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке с хлопками; выпрыгивания из
упора присев; приседания с партнером на плечах (мальчики); бег на месте в упоре
стоя у гимнастической стенки.
Развитие гибкости (мальчики). Махи
правой, левой ногой вперед, в сторону; из приседа на одной, другая в сторону на
носок перенос тела с ноги на ногу; из упора стоя согнувшись ноги врозь наклоны
к левой, правой ноге; правая нога на гимнастической стенке (повыше), наклоны
туловища к правой ноге, вниз к левой ноге (смена положения ног, продолжить наклоны);
стоя спиной к стенке наклониться вперед, перебирая руками рейки; стойка на
коленях спиной к стенке, прогнуться, руки вверх до касания стенки; упражнения в
парах: наклоны из различных исходных положений (стоя, сидя) с помощью партнера,
поднимание ног вверх из положения лежа, пружинистые движения ног к туловищу с
помощью партнера, прогибаясь назад, опускание в «мост» с помощью партнера.
Развитие общей и динамической
силовой выносливости (девочки). Бег в медленном темпе на расстояние за 4–6 мин
(кто больше пробежит); передвижение на лыжах до 1, 2 км; плавание на расстояние
Предметные
результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года
изучения учебного предмета «Физическая культура» ученик научится:
– рассказывать о прошлых и
современных достижениях отечественных олимпийцев;
– применять методы контроля и
самоконтроля физического развития и физической подготовленности (простейшие
функциональные пробы и тесты);
- давать
оценку величине нагрузки (высокая, средняя, низкая) при развитии
двигательно-координационных и кондиционных способностей, руководствуясь
субъективными ощущениями, и информировать о нагрузке учителя;
- выполнять
правильно изученные:
- строевые
команды, упражнения, игры с элементами строя;
- общеразвивающие
упражнения (на месте, в движении, с предметами), в том числе с включением
сложно-координационных упражнений и игр, требующих проявления координации
движений, комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений
для поддержания правильной осанки (с предметом на голове) и укрепления
свода стопы;
- разновидности
бега, игровые задания для развития беговых способностей; бегать с
максимально доступной для себя скоростью на короткую дистанцию на
результат;
- разновидности
прыжков с места и с разбега, игры, игровые задания для закрепления навыка
прыжков, прыгать на максимально доступный для себя результат, на
расстояние в заданное время (6 мин);
- способы
метания, игры, игровые задания для метания; метание малого мяча на
дальность, в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4–5 м;
метание набивного мяча (1 кг) из положения стоя лицом снизу вперед-вверх
на дальность, на заданное расстояние;
- разновидности
подтягиваний, лазаний, перелезаний с подсаживанием через гимнастического
коня; переползание с грузом на спине, игры, игровые задания с лазаньем и
перелезанием;
- акробатические
упражнения и связки;
- игровые
задания и игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол,
мини-футбол);
- технические
приемы и способы передвижения на лыжах;
- подводящие
упражнения к плаванию;
- уметь
правильно:
- распределить
свои силы при ходьбе на лыжах на 2 км;
- проплыть
в полной координации 25 м и более на груди, 25 м и более на спине;
- сравнивать
результаты тестов, стремиться повысить свой уровень двигательной
подготовленности, добиться положительной динамики прироста показателей
развиваемых физических качеств и двигательных способностей;
- регулярно
выполнять домашние задания и добиваться повышения результата;
- использовать
изученные физические упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр
в процессе физического самовоспитания;
- приобретать опыт самоконтроля за своим функциональным состоянием в процессе выполнения физической нагрузки различного характера
Комментариев нет:
Отправить комментарий