Коллеги, нашла интересную статью и спешу поделиться.
Наукой
признаётся высокая дидактическая ценность моделирования, что является
определённым критерием развития учебной деятельности учащихся.
Работая со
схемой-моделью звучащего слова, ученик
получает возможность «остановить» и зрительно зафиксировать «летучий» звук.
Вне зависимости от сложности составляемой
схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте назначение
их одно — помочь первокласснику
зрительно представить себе последовательность звуков в слове, затем выделить
из этой последовательности отдельный звук (или звуки), изучить его и обозначить
соответствующей буквой.
В практике
в упражнениях со схемами-моделями звучащего слова наблюдаются типичные ошибки.
Одна из них заключается в том, что вместо звучащего слова дети анализируют
готовую схему-модель, представленную в учебнике. В таких случаях говорить об
эффективности данного упражнения не приходится. Дети быстро усваивают
специфику условных обозначений и легко анализируют готовую схему, не вслушиваясь в звучащее слово.
Ошибочно и то, что анализируется звучащее
слово, устно устанавливается последовательность слогов и звуков, дается их
качественная характеристика и только потом
предлагается составление схемы-модели. Эта ошибка, конечно, происходит от
недопонимания учителем назначения схемы-модели. В данном случае схема-модель
только «украшает» урок, и ученики не ощущают от нее никакой пользы.
Ученые-методисты и психологи постоянно
подчеркивают, что нужен звуковой анализ с
одновременным составлением
схем-моделей слов. Ученик произносит слово, один за другим «ловит»
«летучие» звуки и фиксирует их последовательность на модели. Д.Б. Эльконин
характеризовал действие вычленения звука как интонационное выделение
(потягивание) каждого звука в полном слове. Например, для анализа слова «рука»
ребёнок должен его произнести четыре раза: р-р-рука, ру-у-у-ка, рук-к-ка,
рука-а-а. Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса,
повторами. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего
контролируется, если работа ведётся с полным словом: один неверно названный звук
искажает весь присущий каждому слову «портрет». Составив схему-модель, ученик «прочитывает»
(произносит) слово по схеме. Затем ему предлагается выделить какой-то один
звук, проводится его изучение: артикулирование, характеристика, узнавание в
потоке речи.
Составление схемы-модели звучащего слова
чаще всего происходит под руководством учителя — учитель задает классу вопросы.
Отвечая на них, учащиеся строят схему: один ученик на доске, а все остальные в
специальных тетрадях. Умение вычленить звуки в словах и определить их
последовательность становится способом действия для ученика, который не только
осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает
способность контролировать и оценивать свои действия.
Проведение звукового анализа часто относится
к «нелюбимым» упражнениям учителя. Данная форма работы не всегда выполняет
назначение: не все ученики включаются в работу. У кого-то из них всегда
остается соблазн не принимать участия в анализе, а перерисовать готовую схему
с доски к себе в тетрадь. Трудности испытывают учащиеся с разным уровнем
подготовки к обучению грамоте: и те, кто читать только учится, и те, кто уже
научился читать до школы. Более того, как правило, те, кто уже читает,
затрудняются в звуковом анализе: «буквенная одежда слова» мешает осознаванию
состава звучащего слова.
Обозначенные недостатки в организации
звукового анализа можно устранить, если изменить подходы к обучению. Основную
задачу звукового анализа с составлением схемы-модели звучащего слова нельзя
сводить только к выделению и изучению нового звука и буквы. Она значительно шире
— это формирование речевого слуха
первоклассников, развитие их умений различать и выделять отдельные звуки в
слове и слоге, а также умений устанавливать последовательность звуков в слове
и характер их взаимосвязей.
Развитый речевой слух ведет к развитию речевой интуиции,
того, о чем в обиходе говорят: «Правил не знает, а пишет все грамотно». От
уровня развития речевого слуха во многом зависит усвоение орфоэпии и
орфографии. Следовательно, обучение звуковому анализу может рассматриваться
как предпосылка формирования языковой грамотности. Кроме того, действие
звукового анализа с составлением схемы-модели слова оказывается идентичным действию
письма. Это перекодирование звучащей
речи в знаковую систему — от звукового кода через посредство
речедвигательного кода к буквенному. Различие состоит только в том, что
вместо буквенного кода используются иные символы обозначения звуков соответствующими
значками (в любой системе обучения грамоте на схемах-моделях отражается
последовательность звуков в слове, гласные и согласные звуки — хотя
используются разные значки). Обучая звуковому анализу с составлением
схемы-модели, мы учим предварительному искусственному письму, «квазиписьму»
(термин Ш.А. Амонашвили), а овладение действием такого звукового анализа — это
первый этап — подготовительный — в формировании у младших школьников действия
письма.
Специфика звукового анализа предполагает
овладение первоклассниками двумя сторонами обозначенного процесса.
Первая его сторона — предметная — связана с раскрытием ведущего отношения, объективно
существующего в языке: отношения содержания и формы. Первоклассники выясняют,
что слово всегда что-либо обозначает (имеет содержание). При этом содержание не
отождествляется с формой. Содержание всегда облекается в какую-либо форму.
Звучащее слово представляет собой последовательность взаимосвязанных звуков
(звуковая форма). Написанное слово — это последовательность букв (буквенная форма).
Замена одного звука или буквы (изменение формы) всегда приводит к изменению
или даже к разрушению содержания.
Вторая
сторона звукового анализа — деятельностная
— представляет собой совокупность операций, осуществляющихся в процессе
получения первоклассниками сведений о предмете анализа — звучащем слове.
Фактически ученик овладевает алгоритмом действия звукового анализа, учится
понимать, с чего начать звуковой анализ, в какой последовательности его
провести, на что обратить внимание, чем закончить.
Сложность
обучения младших школьников фонетике состоит и в том, что речевой аппарат
ребёнка ещё слабо активизирован, не обладает необходимой гибкостью, детям
трудно правильно и четко произносить звуки. В свое время профессор
Л.П.Федоренко писал о необходимости тренировки органов речи для
совершенствования произносительных навыков, о развитии речи на фонематическом
уровне. Данный процесс также происходит в ходе фонетического (звукового)
разбора.
В полном объеме звуковой анализ вводится
не сразу. Порядок его введения соответствует логике материала, представленного
на страницах азбук и букварей. Проведение звукового анализа — это всегда
сначала совместная работа на доске и в тетрадях. Все действия учеников сопровождаются
их объяснением, осуществляемым в громкой речи (сначала комментирует учитель,
затем сами ученики). Постепенно происходит переход от внешнеречевой формы
выполнения действия к выполнению действия во внутренней речи.
В процессе звукового анализа ученик
пользуется моделями двух типов. Первый тип — это традиционная модель звучащего
слова с обозначением последовательности звуков в слове, характерных
особенностей звуков: гласный или согласный; если согласный, то твердый или
мягкий, и т.д. в соответствии с
символами и объемом, предусмотренным в учебнике. Второй тип моделей
связан с овладением первоклассниками последовательностью операций при звуковом
анализе. Выполнение этих операций предваряется комментированием каждого этапа
данного действия.
Таким образом, опираясь на собственную
речь, первоклассник не только учится давать фонетическую характеристику звучащего
слова, но и овладевает алгоритмом действия звукового анализа, в соответствии с
которым строит свое первое научное высказывание.
В учебнике по методике преподавания
русского языка в начальных классах сказано: «В период обучения грамоте огромное
внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умению различать
отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся
должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых
позициях, различать варианты звучания фонемы. Фонематический слух необходим и
для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество
орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции
(русскую орфографию называют фонематической».
Бытующее в практике обучения
представление о звуках как о чём – то второстепенном по сравнению с буквами
заметно повлияло на методику обучения языку. Проявляется это на первый взгляд в
мелочах: в неточной формулировке заданий учителем, некорректном использовании
терминов и т.д. В частности немало сложностей влечёт за собой употребление в
обучении одних и тех же слов для названия гласных и согласных звуков и букв.
Пожалуй, стоит перенять опыт лингвистов, которые используют термины «гласный» и
«согласный» только для звуков, если
же речь идёт о букве, используется оборот «буква
гласного звука» или «буква согласного звука» -
расшифровывается как «буква для обозначения данного звука».
Осмысление учителем понятия «фонематический слух» значимо в плане
поиска эффективных приёмов обучения грамоте, орфоэпии, орфографии, развития
навыков устной и письменной речи, а также формирования навыков чтения то есть решения
вопроса повышения качества образования младшего
школьника.
Литература.
1. Русский язык: Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
2. Эльконин Д.Б.Развитие речи в раннем детстве.
Педагогика, 1989.
3. Эльконин Д.Б.Как учить детей читать. Педагогика, 1989.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.:
Эдиториал УРСС, 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий