Актуальность разработки программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно
актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро
меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных
знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной
интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности
ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей
развития современного образовательного учреждения является создание условий для
развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить
высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной
профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для
оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы
работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и
учебно-познавательный потенциал.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно
начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с
одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
-
имеют более
высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
-
имеют
доминирующую активную, большую познавательную потребность;
-
испытывают
радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых
детей:
-
дети с
необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
-
дети с
признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными
способностями;
-
дети с
высокими творческими (художественными) способностями;
-
дети с
высокими лидерскими (руководящими) способностями;
-
учащиеся, не
достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические
принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а
в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая
система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность
следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты
педагогического процесса, содержание образования, методы и формы
педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору
и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в
позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь,
предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её
организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов
деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается
на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально
новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим
освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых,
развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой
личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет
определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми,
осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка
одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей,
чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же
способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие
способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных
возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика
на этапе его поступления в школу;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные
игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения
тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности
мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать
способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со
сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность
учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и
последовательность в их воплощении;
- поддерживать
талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно
с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей,
спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с
одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 201__ по 201___ годы.
Первый этап – диагностико-прогностический
– предполагается реализовать в первом полугодии 1 класс.
Второй этап – деятельностный
(второе полугодие 1класс – второе полугодие 3класс) – связан с непосредственной
работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий
(первое полугодие 201__ года, 4 класс)
Формы работы с одаренными детьми.
Индивидуальный подход на уроках, использование в
практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение
нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися,
подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации
по возникшим проблемам.
- Участие в школьных и районных олимпиадах по
предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и
др.).
- Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная
деятельность, фестивали, спортивные соревнования.
- Использование современных средств информации
(Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная
энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с
одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации
обучения;
- принцип создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия
предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- Создание системы взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и
отслеживания различных типов одаренности.
- Развитие потенциала детей.
- Проведение мероприятий по различным направлениям
с одаренными детьми.
- Создание условий поддержки и защиты одаренных
детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с
одаренными детьми.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и
увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей
в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в
будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными
и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость,
систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на
данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Структура работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх
направлениях:
- выявление одарённых детей,
детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении
которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
- работа с одарёнными детьми на
уроках и во внеурочное время.
- ориентация в обучении на
конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых
заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта
творческой деятельности.
- переориентация с рутинного
труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением
задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с
элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным
планам;
- исследовательская деятельность.
Работа
с родителями.
- Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности
одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
- оказывать помощь в создании семейного
микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребенка адаптироваться в
социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
- Семейные аспекты развития одаренных детей и
реализации программы:
- организация работы с родителями по вопросу
воспитания одаренных детей;
- привлечение родителей к подготовке мероприятий
различного направления.
Методы психологических воздействий,
используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):
- «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо
найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не
качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки
идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые
минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем
они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще
всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются
— с точки зрения их реализации.
- «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии
со следующими правилами:
- групповые соревнования следует использовать более
часто, чем индивидуальные;
- соревновательная деятельность не должна быть
связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.
- команды должны постоянно перераспределяться так,
чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было
постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество
идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3.
Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они
учат взаимопониманию, развивают
способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех,
сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе
распределялись самими детьми.
4. Суждение
педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит
другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался
решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Мероприятия по реализации программы.
Найти точку роста.
Для
успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону
и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои
возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от
школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу
выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
Выявление индивидуальных особенностей.
Одаренность
не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее
определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют
недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом
должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно,
учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены,
что ему не нужна специальная помощь.
Воспитание лидерских качеств.
Творческая личность характеризуется умением
самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном
учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не
только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В своей работе на уроке можно использовать:
- Метод вживания. Позволяет учащимся посредством
чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в
изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что?
Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают
необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их
версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими
учеными, философами и т. д.
- Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого
продукта - совместно сформулированного определения понятия.
- Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области
как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибка замену его на конструктивное использование ошибок для углубления
образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с
«правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит
их к пониманию относительности любых знаний.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам
продукт в результате определенных творческих действий.
- Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что
произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не
только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство
реального мира.
- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате
освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
- Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально
противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней
стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Использование развивающих игр при
организации внеурочной деятельности.
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности,
основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых,
задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и
экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале –
ежедневно.
- «И все-таки у них много общего». Задание: возьмите наугад два существительных, которые
принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно
воспользоваться словарем, открыв его наугад и взяв первое попавшееся
слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой
ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым
способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю,
сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует
мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться
«ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
- Оба слова - из четырех букв;
- В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
- При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи
крана – глаз помыть;
- И то и другое может блестеть;
- Из них иногда льется вода;
- Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт
крана.
- «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка
(карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание:
нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше
признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы
убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение.
Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
- «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам
понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из
словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам
обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего
жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10
выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было
разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»…
пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под
зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно
представлять, как это могло бы быть в действительности.
- «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в
столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная,
красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик
десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так
просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть,
скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия
(например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой
покончено).
- « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день.
Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто
видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название.
Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам
самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение»
и т. д.
Упражнения для развития творческого
восприятия.
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти
личный путь творческого развития.
- Упражнение «На одну букву». Учитель
считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в
классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
- Упражнение «На несколько букв». Необходимо
определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три
выбранные буквы.
- Упражнение «Переключение внимания». Ученики
рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем
опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же
места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами
постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
- «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая
напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы
заметили сегодня в нашем классе?».
- «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это
упражнение можно выполнять письменно.
- «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или
иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл
слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в
воображении.
- « Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем
ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно
из возникших слов.
- «Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя
ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это
задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между
собой.
- «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для
этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать
их.
- «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски:
красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен
изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
- «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий,
квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать,
используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
- « Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий
для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий
пословицы, поговорки, крылатые фразы.
- «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали
бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные
рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение
игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины,
используя как можно больше необработанных рифм.
- «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как
можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму
возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как
устроить машину для приготовления уроков?».
Литература.
- Андреева Г.И. Педагогика творческого
саморазвития.
- Бурменская Г.В. Одаренные дети.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети
- Дружинин В.Н. Развитие и диагностика
способностей.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника.
- Панов В. Не только дар, но и испытание.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий