четверг, 15 февраля 2018 г.

Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам


Математика:
•  в процессе обучения у школьников формируется активная личностная позиция к математике (математическим фактам, явлениям, понятиям, закономерностям, ситуациям практического применения знаний и умений);
•  новое знание открывается через проблемную ситуацию («коллизию»);
•  основной путь познания курса математики – индуктивный.
Окружающий мир:
•  особенностью курса является его подчинение логике развития жиз­ни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникли жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о природных особенностях окружающей человека среды позволяют ребенку осознать закономерности развития истории человечества;
•  цепь складывающихся взаимосвязей и объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии прослеживаются во всех классах.
Русский язык:
•  основной метод познания - исследование соответствия (или несо­ответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной и письменной форме);
•  курс изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность;
•  обучение  чтению  строится  на  аналитико-синтетическом  звукобуквенном методе, причем на первом этапе введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, перекодирование разных шрифтов, разгадывание ребусов;
•  в ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется сис­тематический возврат к ранее изученному;
  задачи периода обучения грамоте - развитие психофизиологиче­ских функций, необходимых для продуктивного обучения чтению и пись­му; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о ре­чи, языке, литературе.
 Литературное чтение:
   основной обучающий прием, с помощью которого школьники учат­ся постигать специфику художественного слова, - сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, по­этического и прозаического и т.д.);
   учебники 3-го и 4-го классов отличает особое структурное по­строение, помогающее школьнику освоить методику собственно литера­турного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обра­щаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к «Комментариям», «Консультантам», «Исторической справке», «Ленте времени», «Картинной галерее»), выходить за рамки учебника, обраща­ясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии;
последовательно наращивается зона сравнительного анализа тек­стов, в которую со 2-го класса включаются не только литературные, но и живописные произведения;
направленность на формирование у школьников навыков осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами, формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников.
В процессе обучения по УМК у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравни­вать, обобщать, классифицировать и др.
Задача системы начального обучения Л. В. Занкова – «высокое общее развитие учащихся». Под общим развитием Леонид Владимирович Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы – основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности
Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает наличие таких характеристик деятельности, как анализирующее наблюдение, отвлечен­ное мышление, а также умение применять знания в учебных и внеучебных ситуациях.
Дидактические принципы системы Л. В. Занкова это:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции – изучение материала быстрым темпом);
3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции – ведущая роль теоретических знаний);
4) осознание школьниками процесса учения;
5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
Мои уроки отличает высокая плотность, темп,- который может показаться скоростным бегом, но считаю оправданным стиль ведения урока, так как,  опираясь на знания и умения учащихся,   итоговая работа успешно завершается  положительным результатом, широкая реализация межпредметных связей.
Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет мне достигать высоких результатов в обучении.
Внедряю новые технологии. Разнообразие различных форм работы:  коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой даёт возможность включать воспитанников в активную познавательную деятельность.
Образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.
В процессе обучения использую современные информационные технологии. Постоянно веду профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки.
Учу детей вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.  Это отвечает потребностям современной личности в саморазвитии, самореализации, заказам родителей и общества на человека «социально активного, умеющего делать сознательный выбор, способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права. («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» - «Вестник образования»№14 2004год).
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия, урок-экскурсия, урок – сказка, урок- исследование, урок – театрализация, урок-викторина, уроки-семинары, практикумы, уроки-зачеты, уроки-лекции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий