Проблема работы с одаренными детьми
чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так
важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Ученые сегодня единодушны в том, что
каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в
виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек,
сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной
миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память
человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно
столько же информации, сколько содержится в миллионах томов российской
государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо
всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин
мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры
исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие
возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных
в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев
вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Поэтому, рассуждая о системе работы с
одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми
детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных
способностей.
Реформирование российской системы
образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального
и духовного потенциала нации.
Эта программа предусматривает осуществление
личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию
учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой
самореализации личности в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
v Участие
(активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
v Создать
условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в
процессе исследовательской и поисковой
деятельности.
v Выявление
способных и одаренных детей.
v Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных
им областях культуры, искусства и т. д.
v Организация
творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.
v Воспитание
устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
v Разрабатывать
и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.
v Воспитывать
сознательного гражданина России.
Принципы реализации
программы:
·
гуманизм,
·
демократизм,
·
научность
и интегративность,
·
индивидуализация
и дифференциация,
·
систематичность,
·
развивающее
обучение,
· интеграция
интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Организационное и
функциональное обеспечение программы:
- организация и проведение занятий с
одаренными детьми;
- разработка, корректировка,
усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с
одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с
одаренными детьми;
- подготовка детей и подростков к конкурсам,
викторинам, концертам и другим мероприятиям
различного уровня;
- диагностика ЗУНов
одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными
детьми;
- анализ выполнения индивидуальных парциальных
программ по работе с одаренными детьми;
- учет особенностей индивидуального развития
одаренных детей, их интересов и склонностей.
Ожидаемые результаты
- Творческая самореализация одаренных детей.
- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
- Формирование навыков творческого саморазвития.
- Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
- Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
- Создание банка данных одаренных детей.
- Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.
Этапы реализации программы:
Диагностический
Цель: диагностика склонностей и
способностей воспитанников.
На протяжении всех этапов с помощью
упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений
и навыков по следующим компонентам:
· Музыкальные способности;
· Активность на досуговых мероприятиях,
индивидуальных и музыкальных занятиях.
Развивающий
Цель:
обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных детей
в различных видах творчества.
·
Занятия
интегрированного типа.Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.
Показателями
креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность,
увлеченность различными формами деятельности.
К определяющим принципам занятий
творческого типа относят следующие:
v Продуктивное
развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как
умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и
этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
v Направленность на
формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения
бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической
многомерности окружающей действительности.
v Оптимизация
способности художественного синтезирования как условия для
пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
v Развитие навыков
художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
v Создание
нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения
эмоционально-творческого переживания действительности.
v Воспитание навыков
импровизации как основы для формирования
художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
v Импровизация –
первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству
как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной
педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в
единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность
осознать процесс творчества в педагогике.
Заключительный
Цель: мониторинг результативности занятий с
одаренными детьми.
Мониторинг
эффективности работы с детьми по программе «Одаренный ребенок»
ФИО
ребенка
|
Чувство ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих
ценностей.
|
Активное участие в различных видах
музыкальной и досуговой деятельности.
|
Музыкально- творческие способности
|
Устойчивый
интерес к самообразованию, самосовершенствованию
|
||||
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
До
|
После
|
|
1
2
3...
|
План реализации программы
Этап
|
Мероприятия
программы
|
Форма
|
Диагностический
|
ð
Диагностика склонностей, способностей детей и подростков (интелектуальные и творческие способности).
ðНаблюдение
(активность).
|
ðУпражнения,
задания, опросы, беседы, анкетирование.
ð
Досуговые мероприятия, КТД, индивидуальные и внеурочные занятия.
|
Развивающий
|
ðВыполнение
творческих заданий (рост креативности).
Разработка серий творческих
заданий
ðЗанятия
интегрированного типа.
|
ðпамять
ð
мышление
ð
сценическую речь
ðмимика
ðпантомимика
ðлогика
ðриторика
ðУрок
творчества, урок-путешествие.
|
Заключительный
|
ðМониторинг эффективности работы с
детьми по программе «Одаренный ребенок».
|
ðУчастие
в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях и конференциях.
ðАнализ
итогов реализации программы.
|
· Занятия
интегрированного типа (одна из
нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).
· Сочинительская деятельность (именно
этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы языка и
овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для литературной
деятельности).
· Графическое,
цветовое моделирование (Выбор
цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру героя,
эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое
положение линий, отражающих эмоциональное состояние детей после прочтения
произведения).
Для одаренных детей характерно
опережающее познавательное развитие.
опережающее познавательное развитие.
1. Отличаясь широтой восприятия, они остро
чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в
отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за
несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все
окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи
между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в
своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым
развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому
ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным
запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они
часто изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые
неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с
удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения
задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются продолжительным периодом
концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная
чувствительность.
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство
справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее
развитие восприятия и познания.
2. Они предъявляют высокие требования к себе и
окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в
выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия
(воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят
смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем
возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и
повышенная чувствительность.
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных
детей.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное
самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические
характеристики.
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический
уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто
отстают от познавательных способностей.
Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных
интеллектуальных и личностных особенностях.
Проблемы одаренных детей.
Лета
Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед
одаренными детьми.
1. Неприязнь к
школе. Такое отношение часто
появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных
детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не
соответствует их способностям.
2. Игровые
интересы. Одаренным детям нравятся
сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие
этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не
склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их
интересами.
4. Погружение в
философские проблемы. Для одаренных
детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная
жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие
между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми
старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к
совершенству. Для одаренных детей характерна
внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности,
собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во
внимании взрослых. В силу стремления
к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и
других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко
одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном
развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение
или нетерпение.
Сегодня создаются
специальные программы для
работы с одаренными
детьми, школы во
многих странах перестраиваются в
сторону дифференцированного обучения.
Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы,
в рамках которых ученик
может передвигаться более
свободно, чем по
обычной программе. В
США создаются курсы
по обучению лидерству одаренных
подростков, популярны индивидуализированные способы
работы по “учебным
договорам”, которые
заключаются между учащимися
и учителями; они позволяют учителю
экономить время, а
учащимся – работать в индивидуальном темпе.
Итак, сохранение
и развитие одаренности – это проблема
прогресса общества, реализации
его творческого потенциала
и индивидуальных судеб.
“Методики
работы с одаренными детьми”
Практика развития творческого
потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных
творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы
обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и
других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации
творческой личности.
Пассов (1982) предложил 7
принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и
талантливым детям разного возраста.
1. Содержание
учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение
наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами
мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Эти принципы призваны помочь
специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.
Карне, Шведел и Уильямс (1983)
выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
- знакомство с материалом, который обычно не включается
в стандартный учебный план;
- поощрение глубокой проработки выбранной темы;
- осуществление учебного процесса в соответствии с
познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой
последовательностью;
- акцентирование более сложных видов деятельности,
требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
- большую мыслительную гибкость в отношении используемых
материалов, времени и ресурсов;
- более высокие требования к самостоятельности и
целеустремленности в решении задач;
- предоставление широких возможностей для приобретения и
демонстрации лидерских способностей;
- поощрение творческого и продуктивного мышления;
- воспитание умения анализировать поведение и чувства
как свои собственные, так и окружающих;
- создание эффективных предпосылок для расширения базы
знаний и развития языковых способностей.
Ниже приводятся некоторые
наиболее важные способности и умения,
подлежащие развитию у одаренных детей.
1.
Познавательные
способности и навыки
- Владение большим объемом информации.
- Богатый словарный запас.
- Перенос усвоенного на новый материал.
- Установление причинно- следственных связей.
- Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
- Умение делать выводы.
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Участие в решении сложных проблем.
- Организация информации.
- Умение улавливать сложные идеи.
- Умение замечать тонкие различия.
- Чувствительность к противоречиям.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Анализ ситуаций.
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
- Умение предвидеть последствия.
- Умение рассуждать.
- Построение гипотез.
- Применение идей на практике.
- Способность к преобразованиям.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность.
2.Творческие
способности
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление.
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Быстрота мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать
что-то новое.
- Богатое воображение.
- Восприятие неоднозначных вещей.
- Высокие эстетические ценности.
- Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной
сферы
- Реалистическая Я-концепция.
- Уважение к другим.
- Эмпатическое отношение к людям.
- Терпимость к особенностям других людей.
- Склонность к самоанализу.
- Терпимое отношение к критике.
- Готовность делиться вещами и идеями.
- Настойчивость в выполнении задания.
- Независимость в мышлении и поведении.
- Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
- Соревновательность.
- Чувство юмора.
- Чуткость к анализу нравственных проблем.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Рекомендации учителю,
работающему с одаренными детьми.
Как показывает практика, наиболее
эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком –
индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая
тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические,
естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным
и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты,
вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
4.
Ребенку предоставить:
- название темы.
- план изучения темы
- основые вопросы
- понятия и термины, которые он должен усвоить
- практические работы
- список необходимой литературы
- формы контроля
- задания для самопроверки
5.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактическое затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и
чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое
и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Высокий уровень
- творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление
задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко
выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности)
Средний уровень
- эмоциональный интерес, желание включиться в деятельность. Однако ребёнок
затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное
объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень
– мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к любой деятельности,
нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень
– (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной
деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка
или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г.
Кузнецова, Л.П. Сверч
(Психодиагностика психолога в школе - Диагностика
одаренности)
Цель анкеты "Как распознать
одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у
ребенка тех или иных способностей.
Ход
работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем
ученика и самим учеником (начиная со
средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один
балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент
выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на
ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Музыкальный
талант
Если…
• ребенок любит музыку и музыкальные
записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на
ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или играет на музыкальном
инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учиться играть на
каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные
способности вашего ребенка могут проявиться
Если
ребенок…
• не находя слов или захлебываясь ими,
прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или
настроение;
• в своих рисунках и картинах отражает
все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
• серьезно относиться к произведениям
искусства;
• когда имеет свободное время, охотно
лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски
• стремиться создать какое-либо
произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
• не робеет высказывая собственное
мнение даже о классических произведениях
Артистический
талант
Если
ребенок…
• часто, когда ему не хватает слов,
выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
• стремиться вызвать эмоциональные
реакции у других,
• меняет тональность и выражение голоса,
непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает пере
аудиторией;
• с удивляющей вас легкостью
"передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт всему;
• любит и понимает значение красивой и
характерной одежды.
Незаурядный
интеллект
Если
ребенок…
• хорошо рассуждает, ясно мыслит и
понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
• обладает хорошей памятью;
• легко и быстро схватывает новый
школьный материал;
• задает очень много продуманных
вопросов;
• любит читать книги, причем по своей
собственной программе;
• обгоняет сверстников по учебе,
• гораздо лучше и шире информирован, чем
сверстников;
• обладает чувством собственного
достоинства и здравого смысла;
• очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За
каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте
коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс)
= (Б:У) * 100%,
где
Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У –
общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте
график выраженности тех или иных способностей.
Используемая литература
1.
Азарова Л.Н.
Как развивать творческую
индивидуальность младших школьников. // Журнал практического
психолога.- 1998.- №4.- с.83.
2.
Амтхауер Р.
Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
3.
Берлянчик М.М.
Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: С. 26-44.- 200 с. - М.,1983. -Мышление.
Технология. Творчество
4.
Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
5.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети:
психолого-педагогические
исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
6.
Варламова Е.П.
Принцип рефлексивных контрастов
в развитии творческой
уникальности человека. //
Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.48.
7.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети:
экология творчества. –
Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК,
1993. – 40 с.
8.
Готсдинер А.Л.
Музыкальная психология. 190 с.- М.,1983.
9.
Лейтес М.С.
Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, 33 с.- N 3. -51990.
10. Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа,
31 с.- N 3. -6. 1990.
11. Лосева А.А. Работа
практического психолога с
одаренными детьми подросткового
возраста. // Журнал
практического психолога.- 1998.-
№3.- с84.
12. Матюшкин А.М.
Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. -
1989. - №6. – с.29-33.
13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
14. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не
рождаются: Общество и способности человека:
Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
15. М.К. Акимова, Борисова
Е.М. Одаренные дети // Психологическая
служба школы. / /Под ред. И.В. Дубровиной
М.,1995.
16. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л.
Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в
эстетическом воспитании детей и юношества:
Л.: 1980.
17. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской
Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
18. Панкова О., Гвоздева О.
Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.
19. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
20. Петрушин В.И. Музыкальная
психология. М.,1997.
21.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса М.:- Изд. «Академия», 1996.
22. Степанов С.С. Диагностика интеллекта
методом рисуночного теста.М.,1997.
23. Тарасова О. Онтогенез
музыкальных способностей - М.: Педагогика, 1988.
24. Теплов Б.М. Избранные
труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
25. Теплов Б.М. Психология
музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. 328 с.- Т.1. - М.: Педагогика,1985.
26. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого
мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
27. Цыпин Г.М. Психология
музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,мнения. М.: Интерпракс,1994.
28. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном
возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
29. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность
в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
30. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой
одаренности с использованием тестов
П.Торренса у младших
школьников. // Вопр. психологии. –
1991.- №1.- с.27.
Комментариев нет:
Отправить комментарий