четверг, 11 января 2018 г.

Работа с одаренными детьми


Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. 
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.

 

Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

v  Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
v  Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе  исследовательской и поисковой деятельности.
v  Выявление способных и одаренных детей.
v  Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
v Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.
v  Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
v  Разрабатывать и поэтапно внедрять  новые  технологии в работе с одаренными детьми.
v  Воспитывать сознательного гражданина России.


Принципы реализации программы:
·          гуманизм,
·          демократизм,
·          научность и интегративность,
·          индивидуализация и дифференциация,
·          систематичность,
·          развивающее обучение,
·  интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка детей и подростков к   конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям  различного уровня;
- диагностика   ЗУНов одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;
- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей.

Ожидаемые результаты

  • Творческая самореализация одаренных детей. 
  • Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
  • Формирование навыков творческого саморазвития.
  • Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
  • Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
  • Создание банка данных одаренных детей.
  • Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
  • Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.

Этапы реализации программы:

 

Диагностический
Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников.

     На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования   проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:
· Музыкальные способности;
· Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных занятиях.


Развивающий
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных детей в различных видах творчества.
·          Занятия интегрированного типа.
Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.
Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами деятельности. 

К определяющим принципам занятий творческого типа   относят  следующие:

v  Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
v  Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
v Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
v  Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
v Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
v  Воспитание навыков импровизации как основы для  формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
v  Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Заключительный
Цель:  мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.
Мониторинг  эффективности работы с детьми по программе «Одаренный  ребенок»

ФИО
ребенка
Чувство ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.

 Активное участие в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
Музыкально- творческие способности
Устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию
До
После
До
После
До
После
До
После
1
2
3...













План реализации программы

 

Этап
Мероприятия программы
Форма
Диагностический
ð Диагностика склонностей, способностей детей и подростков (интелектуальные и творческие способности).
ðНаблюдение
(активность).
ðУпражнения, задания, опросы, беседы, анкетирование.





ð Досуговые мероприятия, КТД, индивидуальные и внеурочные занятия.

Развивающий

ðВыполнение творческих заданий (рост креативности).
Разработка серий творческих заданий


ðЗанятия интегрированного типа.

ðпамять
ð мышление
ð сценическую речь
ðмимика
ðпантомимика
ðлогика
ðриторика

ðУрок творчества, урок-путешествие.
Заключительный
ðМониторинг  эффективности работы с детьми по программе «Одаренный  ребенок».

ðУчастие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях и конференциях.
 ðАнализ итогов реализации программы.


· Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).
· Сочинительская деятельность (именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для литературной  деятельности).
· Графическое, цветовое моделирование (Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру героя, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих эмоциональное состояние детей после прочтения произведения).


Для одаренных детей характерно
 опережающее познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
2.    Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4.   Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6.      Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
7.      Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
8.  Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
1.  Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2.  Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.  
Сегодня  создаются  специальные  программы  для  работы  с  одаренными  детьми,  школы  во  многих  странах  перестраиваются  в  сторону  дифференцированного  обучения.  Разрабатываются  специальные  комплексно-учебные  программы,  в  рамках  которых  ученик  может  передвигаться  более  свободно,  чем  по  обычной  программе.  В  США  создаются  курсы  по  обучению лидерству  одаренных  подростков,  популярны  индивидуализированные  способы  работы  по  “учебным  договорам”, которые  заключаются  между  учащимися  и  учителями;  они  позволяют  учителю  экономить  время,  а  учащимся – работать  в  индивидуальном  темпе.
              Итак,  сохранение  и  развитие  одаренности – это  проблема  прогресса  общества,  реализации  его  творческого  потенциала  и  индивидуальных  судеб.
“Методики работы с одаренными детьми”
                 Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
                   Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
2.     Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3.   Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4.     Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5.      Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6.    Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7.  Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
              Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.
               Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
-  знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
-  поощрение глубокой проработки выбранной темы;
-  осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
-  акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов  высокого уровня;
-  большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
-  более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
-  предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
-  поощрение творческого и продуктивного мышления;
-  воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
-  создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
               Ниже приводятся некоторые наиболее  важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.             Познавательные способности и навыки
-  Владение большим объемом информации.
-  Богатый словарный запас.
-  Перенос усвоенного на новый материал.
-  Установление причинно- следственных связей.
-  Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
-  Умение делать выводы.
-  Умение интегрировать и синтезировать информацию.
-  Участие в решении сложных проблем.
-  Организация информации.
-  Умение улавливать сложные идеи.
-  Умение замечать тонкие различия.
-  Чувствительность к противоречиям.
-  Использование альтернативных путей поиска информации.
-  Анализ ситуаций.
-  Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
-  Умение предвидеть последствия.
-  Умение рассуждать.
-  Построение гипотез.
-  Применение идей на практике.
-  Способность к преобразованиям.
-  Критичность в мышлении.
-  Высокая любознательность.
           
          2.Творческие способности
-  Способность рисковать.
-  Дивергентное мышление.
-  Гибкость в мышлении и действиях.
-  Быстрота мышления.
-  Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
-  Богатое воображение.
-  Восприятие неоднозначных вещей.
-  Высокие эстетические ценности.
-  Развитая интуиция.
        
  3. Особенности эмоциональной сферы
-  Реалистическая Я-концепция.
-  Уважение к другим.
-  Эмпатическое отношение к людям.
-  Терпимость к особенностям других людей.
-  Склонность к самоанализу.
-  Терпимое отношение к критике.
-  Готовность делиться вещами и идеями.
-  Настойчивость в выполнении задания.
-  Независимость в мышлении и поведении.
-  Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
-  Соревновательность.
-  Чувство юмора.
-  Чуткость к анализу нравственных проблем.
-  Уверенность в своих силах и способностях.
-    Внутренняя мотивация.

Рекомендации учителю, работающему с одаренными детьми.
     
     Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику  в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
2.     Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3.   Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
4.                      Ребенку предоставить:

  •  название темы.
  •  план изучения темы
  •  основые вопросы
  •  понятия и термины, которые он должен усвоить
  •  практические работы
  •  список необходимой литературы
  •  формы контроля
  • задания для самопроверки
5.                      Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  •  дата и время консультаций
  •  главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  •  невыясненные вопросы
  •  причины отклонений от сроков.
6.  Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к любой деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).


Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
(Психодиагностика психолога в школе - Диагностика одаренности)

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Музыкальный талант

Если…
 ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
 если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  сочиняет свои собственные мелодии;
 научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…
  не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
   серьезно относиться к произведениям искусства;
  когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски
 стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Артистический талант
Если ребенок…
 часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
 стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
 меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  с большим желанием выступает пере аудиторией;
  с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
 пластичен и открыт всему;
  любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…
      хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
          обладает хорошей памятью;
          легко и быстро схватывает новый школьный материал;
          задает очень много продуманных вопросов;
          любит читать книги, причем по своей собственной программе;
          обгоняет сверстников по учебе,
          гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
          обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
          очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Используемая  литература

1.      Азарова Л.Н. Как  развивать  творческую  индивидуальность  младших  школьников. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №4.- с.83.
2.      Амтхауер Р. Тест  структуры  интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
3.      Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача:  С. 26-44.- 200 с. - М.,1983. -Мышление. Технология. Творчество
4.      Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.  Ростов н/Д., 1983.
5.      Брюно  Ж. и др. Одаренные  дети:  психолого-педагогические  исследования  и  практика. // Психологический  журнал. – 1995.- №4.- с.73.
6.      Варламова Е.П. Принцип  рефлексивных  контрастов  в  развитии  творческой  уникальности  человека. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №3.- с.48.
7.      Грязева  В.Г., Петровский  В.А. Одаренные  дети:  экология  творчества. – Москва-Челябябинск:  ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
8.      Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.  190 с.- М.,1983.
9.      Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, 33 с.- N 3. -51990.
10.  Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, 31 с.- N 3. -6. 1990.
11.  Лосева А.А. Работа  практического  психолога  с  одаренными  детьми  подросткового  возраста. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №3.- с84.
12.  Матюшкин  А.М. Концепция  творческой  одаренности. // Вопр.  психологии. -  1989. - №6. – с.29-33.
13.  Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
14.  Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями  не  рождаются:  Общество  и  способности  человека:  Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
15.  М.К. Акимова, Борисова Е.М.  Одаренные дети // Психологическая служба школы. / /Под ред. И.В. Дубровиной  М.,1995.  
16.  Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества:  Л.: 1980.
17.  Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
18.  Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.
19.  Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
20.  Петрушин В.И. Музыкальная психология.  М.,1997. 
21.    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса   М.:- Изд. «Академия», 1996.
22.  Степанов С.С. Диагностика  интеллекта  методом  рисуночного  теста.М.,1997.
23.  Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей - М.: Педагогика, 1988.
24.  Теплов Б.М. Избранные  труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
25.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.  328 с.- Т.1. - М.: Педагогика,1985.
26.  Туник Е.Е. Психодиагностика  творческого  мышления.  Креативные  тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
27.  Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,мнения. М.:  Интерпракс,1994.
28.  Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
29.  Чистякова Г.Д. Творческая  одаренность  в  развитии  познавательных  структур. // Вопр.  психологии. – 1991.- №6.- с.103.
30.  Шумакова Н.Б. и др. Исследование  творческой  одаренности  с  использованием  тестов  П.Торренса  у  младших  школьников. // Вопр.  психологии. – 1991.- №1.- с.27.



Комментариев нет:

Отправить комментарий