четверг, 17 мая 2018 г.

Совершенствование и развитие известных методов и средств обучения и воспитания


Дети в начальной школы отличаются конкретно-об­разным мышлением, слабым произвольным вниманием, они не могут долгое время концентрироваться на одной деятель­ности. Безотказным средством для поддержания интереса к учебной деятельности на уроках музыки в начальных классах является игра. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, богатой фантазии, воображения. Использую и другие методы стимулирования учебной дея­тельности:
· метод эмоционального воздействия — использую своё умение выражать свое отношение к художественному произведению об­разным словом, мимикой, жестами созданию эффект удивления — например, рассказываю о необычном, сказочном содержании художественного произведения;
· создание ситуации успеха — поощрению ребят даже тог­да, когда у них не все получается;
· проблемно-поисковые ситуации — когда перед учащи­мися ставлю различные творческие задачи.
Словарный запас младших школьников еще неве­лик, поэтому я всячески поощряю их за наиболее интересные ответы и суждения, дополнять их ёмкими и выра­зительными определениями. Поощряем детей аплодисментами за наиболее полное высказывание по теме или вопросу.
Снимают физичес­кую усталость, повышают интерес детей к занятиям, выраба­тывают навыки координации простейших движений рук и ног под музыку, ритмичное перемещение в пространстве, провожу музыкальные зарядки. В работе над разучиванием стихотворений сочетаю коллективные и группо­вые формы работы, чтобы иметь возможность контролировать качество произношения и запоминания, и исправлять недостатки, помогая детям с плохо развитой речью.
Создаю на уроке такую ситуацию, в которой ученик почувствовал бы свою неподготовленность по дан­ному вопросу и желание приобрести новые знания, т. е., чтобы у него появилась мотивация учебной дея­тельности. При этом необходимо, чтобы проблема, поставлен­ная на уроке, стала не только моей проблемой (учителя), но и проблемой каждого ученика. После проведения урока провожу рефлексию:
· Я сделал для себя небольшое открытие…
· Одна идея на уроке мне показалась очень важной…
· Мне было интересно вот что,… и поэтому…
· Я хорошо поработал, и мне…
· Я чувствую себя…, потому что…
Предлагаю цветами определить свою деятельности на уроке: зеленый цвет- выполнено хорошо, желтый цвет- выполнено с недостатками, красный- ничего не смог выполнить. 
Огромное значение имеют обобщающие уроки. В подобных уроках использую различные формы, методы и приёмы обучения: это уроки-концерты, уроки-соревнова­ния, уроки-викторины. В комбинированных уро­ках-путешествиях, уроках-экскурсиях использую зву­ковые кроссворды, тесты.
Оценивание цветом считаю важным элементом. Это стимул ученику и утверждение веры в то, что он об­ладает огромным количеством талантов или способностейи что нужно лишь открыть их в себе и увидеть результат работы. 
На уроках использую также методы наглядно-обобщающего обучения (монологически-диалогическое изложение: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуальное изучение явлений и зрительно-звуковая информация; самостоятельную работу с источником; созданию проблем­ную, игровую ситуаций; учебную дискуссия; учебно-критическое выражение.)
Для развития интереса школьников к исполнительским средствам выра­зительности используются задания : сравни и оцени разное исполнение, рас­скажи об исполнительском образе, чьё исполнение понравилось больше и почему?
Младшим школьни­кам свойственна подвижность, непоседливость, поэтому на уроках я даю им возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт - ходьба, марширование, притопывание, подскоки, наклоны, различ­ные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт - полу­приседания, шаг с притопом, приставной шаг, «ковырялочка», «отбивка», которые с интересом выполняются школьниками.
В инсценировках класс временно подразделяется на группы, выполняя актёрские функции. С ин­тересом имитируются движения знакомых героев песен (ходьба вперевалоч­ку, на цыпочках, движения крыльев). Электронные физминутки.
По итогам урока, четверти, года выполняются проверочные работы в
форме викторин-тестов (выбрать правильный ответ) или разгадывания ребусов. Большой инте­рес вызывает решение интересных ребусов и шарад, головоломок, чайнвор­дов, простых и сложных кроссвордов. Правильно отгадавший кроссворд, мо­жет прочитать ключевое слово-подсказку (имя героя, название произведения, жанр, предмет). Эти задания выполняются с удовольствием, и многие придумываются самими учащимися.
Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание, действует приём под названием «Говорение про себя». Часть выученного стихотворения исполняется как обыч­но, а часть - «молча» с проговариванием благодаря внутреннему слуху и памя­ти. Чередование манер говорения - вслух и «про себя» удобно проводить построч­но, проверяя настрой своей интонации. Использую и на уроках математики при устном счете, например, говорение через число.
Работе по совершенствованию лексического состава речи можно дать услов­ное название «Копилка важных терминов». Сначала даётся определение из словаря - ребята повторяют хором, а если его опровергают, потом сами дают определение. Новый термин прочно закрепляется в памяти благодаря хоро­вому ответу. Ребята приобретают навык давать художественным произведениям не однознач­ные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
При изучении многих тем школьникам нравится использование стихов,
сказок, басен, вызывающих у них большой интерес и помогающих лучше усвоить новый материал. Например, «Два брата», «Друж­ная семейка» (длительности пауз), «Музыкальный спор», «Квартет». При этом обязательно опираться на жизненные впечатления.
Птички надо мной кружатся
И ни сколько не боятся!
Я стою не понимаю…
Ну, кого же я пугаю?
Загадки тоже развивают фантазию детей, с их помощью дети с
интересом включаются в мыслительное творчество («Мир загадок» С.И. Гин). В одних 
начало скрыто в самом загадываемом слове (признаки, особенности, характер), которые содержат новые знания. Например:
Вы спросите: «функция». 
Я отвечу: «перекачивать жидкость». 
Вы спросите: время работы? 
Я отвечу: 70 – 100 лет. 
Вы спросите: количество камер? 
Я отвечу: 4. 
Что это?
Пословицы и по­говорки на уроках можно использовать не только как пример, но и как игру: т.е. обучение и воспитание через развлечение. Каждое записанное изречение разбивается (разрезается) на две части, а затем необходимо быстро и правильно составить пословицу. Учащиеся не только с большим удовольстви­ем и интересом выполняют эту работу на уроках, но и сами в качестве домаш­него задания ищут пословицы и поговорки о предметах и этических правилах в журна­лах, книгах, сами изготавливают такие карточки, часто с иллюстрациями.
Изобретать и совершенствоваться - вот единствен­ный курс творческой жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий