Дети в начальной школы отличаются конкретно-образным мышлением, слабым произвольным вниманием, они не могут долгое время концентрироваться на одной деятельности. Безотказным средством для поддержания интереса к учебной деятельности на уроках музыки в начальных классах является игра. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, богатой фантазии, воображения. Использую и другие методы стимулирования учебной деятельности:
· метод эмоционального воздействия — использую своё умение выражать свое отношение к художественному произведению образным словом, мимикой, жестами созданию эффект удивления — например, рассказываю о необычном, сказочном содержании художественного произведения;
· создание ситуации успеха — поощрению ребят даже тогда, когда у них не все получается;
Словарный запас младших школьников еще невелик, поэтому я всячески поощряю их за наиболее интересные ответы и суждения, дополнять их ёмкими и выразительными определениями. Поощряем детей аплодисментами за наиболее полное высказывание по теме или вопросу.
Снимают физическую усталость, повышают интерес детей к занятиям, вырабатывают навыки координации простейших движений рук и ног под музыку, ритмичное перемещение в пространстве, провожу музыкальные зарядки. В работе над разучиванием стихотворений сочетаю коллективные и групповые формы работы, чтобы иметь возможность контролировать качество произношения и запоминания, и исправлять недостатки, помогая детям с плохо развитой речью.
Создаю на уроке такую ситуацию, в которой ученик почувствовал бы свою неподготовленность по данному вопросу и желание приобрести новые знания, т. е., чтобы у него появилась мотивация учебной деятельности. При этом необходимо, чтобы проблема, поставленная на уроке, стала не только моей проблемой (учителя), но и проблемой каждого ученика. После проведения урока провожу рефлексию:
· Я сделал для себя небольшое открытие…
· Одна идея на уроке мне показалась очень важной…
· Мне было интересно вот что,… и поэтому…
· Я хорошо поработал, и мне…
· Я чувствую себя…, потому что…
Предлагаю цветами определить свою деятельности на уроке: зеленый цвет- выполнено хорошо, желтый цвет- выполнено с недостатками, красный- ничего не смог выполнить.
Огромное значение имеют обобщающие уроки. В подобных уроках использую различные формы, методы и приёмы обучения: это уроки-концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины. В комбинированных уроках-путешествиях, уроках-экскурсиях использую звуковые кроссворды, тесты.
Оценивание цветом считаю важным элементом. Это стимул ученику и утверждение веры в то, что он обладает огромным количеством талантов или способностейи что нужно лишь открыть их в себе и увидеть результат работы.
На уроках использую также методы наглядно-обобщающего обучения (монологически-диалогическое изложение: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуальное изучение явлений и зрительно-звуковая информация; самостоятельную работу с источником; созданию проблемную, игровую ситуаций; учебную дискуссия; учебно-критическое выражение.)
Для развития интереса школьников к исполнительским средствам выразительности используются задания : сравни и оцени разное исполнение, расскажи об исполнительском образе, чьё исполнение понравилось больше и почему?
Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость, поэтому на уроках я даю им возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт - ходьба, марширование, притопывание, подскоки, наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт - полуприседания, шаг с притопом, приставной шаг, «ковырялочка», «отбивка», которые с интересом выполняются школьниками.
В инсценировках класс временно подразделяется на группы, выполняя актёрские функции. С интересом имитируются движения знакомых героев песен (ходьба вперевалочку, на цыпочках, движения крыльев). Электронные физминутки.
По итогам урока, четверти, года выполняются проверочные работы в
форме викторин-тестов (выбрать правильный ответ) или разгадывания ребусов. Большой интерес вызывает решение интересных ребусов и шарад, головоломок, чайнвордов, простых и сложных кроссвордов. Правильно отгадавший кроссворд, может прочитать ключевое слово-подсказку (имя героя, название произведения, жанр, предмет). Эти задания выполняются с удовольствием, и многие придумываются самими учащимися.
Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание, действует приём под названием «Говорение про себя». Часть выученного стихотворения исполняется как обычно, а часть - «молча» с проговариванием благодаря внутреннему слуху и памяти. Чередование манер говорения - вслух и «про себя» удобно проводить построчно, проверяя настрой своей интонации. Использую и на уроках математики при устном счете, например, говорение через число.
Работе по совершенствованию лексического состава речи можно дать условное название «Копилка важных терминов». Сначала даётся определение из словаря - ребята повторяют хором, а если его опровергают, потом сами дают определение. Новый термин прочно закрепляется в памяти благодаря хоровому ответу. Ребята приобретают навык давать художественным произведениям не однозначные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
При изучении многих тем школьникам нравится использование стихов,
сказок, басен, вызывающих у них большой интерес и помогающих лучше усвоить новый материал. Например, «Два брата», «Дружная семейка» (длительности пауз), «Музыкальный спор», «Квартет». При этом обязательно опираться на жизненные впечатления.
Птички надо мной кружатся
И ни сколько не боятся!
Я стою не понимаю…
Ну, кого же я пугаю?
Загадки тоже развивают фантазию детей, с их помощью дети с
интересом включаются в мыслительное творчество («Мир загадок» С.И. Гин). В одних
начало скрыто в самом загадываемом слове (признаки, особенности, характер), которые содержат новые знания. Например:
Вы спросите: «функция».
Я отвечу: «перекачивать жидкость».
Вы спросите: время работы?
Я отвечу: 70 – 100 лет.
Вы спросите: количество камер?
Я отвечу: 4.
Что это?
Пословицы и поговорки на уроках можно использовать не только как пример, но и как игру: т.е. обучение и воспитание через развлечение. Каждое записанное изречение разбивается (разрезается) на две части, а затем необходимо быстро и правильно составить пословицу. Учащиеся не только с большим удовольствием и интересом выполняют эту работу на уроках, но и сами в качестве домашнего задания ищут пословицы и поговорки о предметах и этических правилах в журналах, книгах, сами изготавливают такие карточки, часто с иллюстрациями.
Изобретать и совершенствоваться - вот единственный курс творческой жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий