Вот и прошла первая четверть. Осуществить намеченные подходы к обучению
младших школьников нам помогает метод проектов, метод исследований.
Метод
исследования
(элементы) действует на каждом этапе урока. Ученики, проводя диагностику слова на «слух», «на
глаз», в процессе исследования определяют, сколько орфограмм в слове, на месте
какого звука нужно оставить «окошки», какие доказательства необходимо привести
для правильного написания. Работая над текстом,
исследуют текст, определяют его структуру, тему, главную цель, как
каждое предложение связано между собой, как развивается мысль от одного
предложения к другому.
Дети решают «орфографические» и логические задачи, усваивают правописание математических терминов, определяют виды предложений по цели высказывания и как это отражается на смысловом содержании литературного произведения, зная годы жизни писателя, высчитывают его возраст.
Дети решают «орфографические» и логические задачи, усваивают правописание математических терминов, определяют виды предложений по цели высказывания и как это отражается на смысловом содержании литературного произведения, зная годы жизни писателя, высчитывают его возраст.
Такие мини
исследования на уроках любой предметной линии помогают развивать универсальные учебные
действия, помогают решать задачи предметных и надпредметных знаний, предметных и общепредметных умений,
творчества (креативности). Для реализации
этих задач в учебном процессе я использую современные образовательные
технологии, в которых все действия находятся определенной последовательности и направлены на результат. В свое
педагогической практике я применяю такие педагогические технологии как:
- Личностно - ориентированные
технологии обучения;
- Технологии развивающего обучения;
- Деятельностные, проблемно-поисковые технологии;
- Технологии развития творческих
способностей детей;
- Здоровьесберегающие технологии;
Технология развивающего обучения предполагает, что вся познавательная деятельность школьников протекает,
прежде всего, в атмосфере постигающего мышления. Для него характерно такое преобразование материала,
которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения, выявление и
рассмотрение которых позволяет школьникам проследить происхождение самого
знания, осуществить «самооткрытие истины» ребенком. В качестве знания выступает не «застывшее»
знание (о конкретном явлении, факте, событии), а сам процесс его выведения, и
протекает как творческий процесс мысленного экспериментирования с материалом с
целью проникновения в сущность явления,
события, факта. Школьники планируют собственные действия в процессе анализа
проблем жизни, а рефлексия – это проживание самого процесса выведения знания.
На своих уроках я организую,
деятельность таким образом, чтобы школьники сами переживали, процесс рождения знания
при этом самостоятельно осуществляли творческий отбор средств, которые, по их
мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание поставленной задачи. В
результате применения этой технологии совершенствуется интилектуальная культура
учащихся. Детское творчество это не отдельный вид деятельности на уроке, а прежде
всего готовность ученика к творчеству, когда он готов постичь смысл своей
деятельности. Когда появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить,
выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его видение того или
иного явления, события, факта. Для того, чтобы школьная среда становилась
естественным условием и ведущим фактором духовного становления личности я
применяю технологию развития творческих способностей детей по технологии
ТРИЗ С.И. Гин. Она отличается своей
оригинальностью и неповторимостью,
позволяет совершить открытие чего
- то нового, уникального для ребёнка. В обучении на уроке, творческая
деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней
не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества
как творческой личности. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами
требуемого решения. Это означает создание новых загадок, стихов,
оригинальную интерпретацию уже существующих образцов. По своей специфике
обучение имеет развивающий характер,
т.е. направлено, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию
интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных
способностей. Соответственно, достижение
учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не
самоцелью построения процесса, а средством развития ребенка и его способностей.
Особое внимание развитию творческих способностей я уделяю ученикам начальной
школы, в театрально-игровой деятельности, кружок «Жар-птица», кукольный театр и
музыкальные спектакли. На уроках в начальной школе использую игровые задания и
упражнения для создания ситуации творчества через игру.
В современных условиях развития
общества дети нуждаются в эмоциональной
поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно,
учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изо
и технологии огромные возможности, которые я
реализую с помощью личностно ориентированных технологий, в рамках которых использую:
-гуманно-личностные технологии, которые
отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической
направленностью на поддержку личности, помощь ей.
-технологии
сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в субъектных
отношениях педагога и ребенка. В учебном диалоге учащиеся становятся субъектами
взаимодействия с педагогом, полноправными участниками совместной деятельности,
испытывая в этом потребность. Я забочусь о создании для детей ситуации выбора и
успеха. Содержание моих уроков личностно значимо и включает материал,
необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
В рамках применения личностно
ориентированных технологий наиболее перспективной считаю технологию сотрудничества, где акцент ставится
на стремлении к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным
отношениям. Стремлюсь к тому, чтобы любые виды учебной деятельности на
уроке носили личностный смысл,
согласовывались с интересами ребенка, были сориентированы на реальное их
использование в жизни ученика.
Педагогическое общение строю на основе
увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля -
единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь
увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только
коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к
педагогической деятельности в целом.
Неоспорим тот факт, что весь
процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах
здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие
технологии.
Как учитель, я должна на уроках
создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые
знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни. Для этого:
· на
уроках соблюдаю требования САНПиНа;
· на
уроке создаю обстановку положительного эмоционального настроя и строго
соблюдаю темп работы на уроке, создаю ситуации успеха и эмоциональные разрядки,
т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от
психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает
быстрее;
· чёткая
организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании
урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности:
интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;
· использование
динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз,
упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для
снятия напряжения, усиления работоспособности;
· на
уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями
“здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;
· осуществляю
индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
Комментариев нет:
Отправить комментарий